Индивидуальные занятия с детьми и подростками из замещающих семей. Консультирование. Из опыта работы специалистов центров помощи детям Ростовской области. Сборник методических материалов.

В методическом сборнике представлены практические материалы, разработанные психологами, логопедами, социальными педагогами, работающими с приемными детьми, воспитывающимися в замещающих семьях. Методический материал представлен в форме конспектов различных игр, индивидуальных занятий и упражнений из опыта работы специалистов Центров помощи детям Ростовской области.

Данные материалы окажут помощь в проектировании профилактических, развивающих, просветительских программ, программ коррекции поведения и нарушений в развитии детей.

Сборник посвящен широкому кругу вопросов помощи и поддержки приемных детей разных возрастов:

- Школьная дезадаптация;

- Эмоциональные нарушения;

- Возрастные кризисы;

- Социализация;

- Профориентация;

- Развитие речи.

Собранный материал может быть интересен психологам и педагогам, работающим с приемными детьми и детьми в учреждениях, осуществляющим помощь детям и семьям, специалистам детских учреждений ислужб сопровождения, приемным родителям и широкому кругу людей, интересующихся проблемами детей-сирот и путями их решения.

Рекомендации в работе с ребенком:

Для более эффективной работы специалисту важно в своей работе соблюдать принципы:

Принцип индивидуального подхода предполагает подбор таких методов и средств, в которых будут учтены индивидуальные потребности ребенка. Индивидуальные программы развития разрабатываются на основе диагностики его функционального состояния и предусматривают выработку индивидуальной стратегии развития.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Предоставление условий для самостоятельной активности ребенка является одним из важнейших условий успешности программы. Реализация данного принципа помогает предотвратить появление «выученной беспомощности» – феномена, когда ребенок неприкладывает собственных усилий для улучшения своего состояния, а ожидает внешней инициативы.

Принцип междисциплинарного подхода предполагает применение комплексного подхода к определению и разработке средств и методов обучения и воспитания детей; регулярное проведение диагностических мероприятий каждого ребенка, на основе которых составляется план работы с конкретным ребенком.

Принцип вариативности в организации процессов воспитания и обучения предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, без барьерной среды, вариативной методической базы воспитания и обучения и др.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. В рамках данного принципа главной задачей специалиста (педагога) является установление доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, внимательного отношения кзапросам родителей и др.

Примерная структура индивидуального занятия:

1. Психологический настрой на занятии, приветствие.

2. Упражнение, способствующее включению ребенка в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя.

3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме). Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока.

4. Релаксационное упражнение.

5. Рефлексия занятия.

6. Прощание с ребенком.

Индивидуальные занятия с детьми и подростками из замещающих семей

№ п/п Темы индивидуальных занятий Контингент, возраст

ЦПД,

ФИО специалиста

Дети
1 Мои границы Младший школьный возраст

Новочеркасский центр помощи детям №1,

из опыта работы педагога-психолога Дюновой Т.Н.

2 Наши страхи Дети  5-13 лет

Батайский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Яковлевой И.Н.

3 Я больше не боюсь Дети  5-13 лет

Батайский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Яковлевой И.Н.

4 Учимся, играя Младший школьный возраст 8-10 лет

Новочеркасский центр помощи детям №8,

из опыта работы педагога-психологаОвсянниковой Н.В.

5 В стране Смекалии Младший школьный возраст 8-10 лет

Новочеркасский центр помощи детям №8,

из опыта работы педагога-психологаОвсянниковой Н.В.

6 Логопедическое обследование Младший школьный возраст

Ростовский центр помощи детям №4,

из опыта работы учителя-логопеда Наседкиной Е.С.

7 Результаты логопедического обследования воспитанника Младший школьный возраст

Ростовский центр помощи детям №4,

из опыта работы учителя-логопеда Наседкиной Е.С.

8 Тайна моего Я Дети  7-10 лет, имеющие трудности обучения и коммуникации со сверстниками

Мясниковский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога  Тухиковой С.М.

9 Я постараюсь Дети  7-10 лет, имеющие трудности обучения и коммуникации со сверстниками

Мясниковский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога  Тухиковой С.М.

10 Хорошие поступки Дети 10-12 лет, склонные к воровству

Мясниковский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога  Тухиковой С.М.

 11                                       Цена поступка Дети 10-12 лет, склонные к воровству

Мясниковский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога  Тухиковой С.М.

12 Мой герб Младший школьный возраст

Таганрогский центр помощи детям № 7,

из опыта работы педагога-психолога Метлевой Е.А.

13 Арт-терапевтическое занятие «Маска-талисман» Младший школьный возраст

Новошахтинский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Котовой Г.А.

14 Каплетерапия — как метод психологической работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Старший дошкольный, младший школьный возраст

Островянский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Мельниковой О.К.

15 Коррекция агрессивного поведения

Младший школьный возраст

Шолоховский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Погребенко Ю.А.

16 Что такое хорошо и что такое плохо? Младший дошкольный, школьный возраст

Зверевский центр помощи детям,

 из опыта работы

педагога-психолога Ганько Д.С.

17

Почему крокодил такой умный?

(Сказкотерапия)

Младший школьный

Зверевский центр помощи детям,

 из опыта работы

педагога-психолога Ганько Д.С.

Подростки
18 Свобода выбора Подростки 14-17 лет

Азовский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Гуровой М.Д.

19 Давление: как ему противостоять? Подростки

Новочеркасский центр помощи детям №1,

из опыта работы педагога-психолога Дюновой Т.Н.

20 Правовое занятие с подростками Подростки

Новочеркасский центр помощи детям №1,

из опыта работы социального педагога Гречиха Л.В.

21 Учимся взаимопониманию Подростки 14-16 лет

Новочеркасский центр помощи детям №8,

из опыта работы педагога-психологаОвсянниковой Н.В.

22 Проблемы в общении Подростки

Ростовский центр помощи детям №7,

из опыта работы педагога-психолога Поклад И.Ю.

23 Трудности с успеваемостью Подростки

Ростовский центр помощи детям №7,

из опыта работы педагога-психолога Поклад И.Ю.

24 Я – это Я Подростки 13-15 лет

Таганрогский центр помощи детям № 5,

из опыта работы педагога-психолога Протченко Н.Ю.

25

Я и другие

Подростки 11-13 лет

Таганрогский центр помощи детям № 5,

из опыта работы педагога-психолога Протченко Н.Ю.

26 Перспектива Подростки 11-13 лет

Таганрогский центр помощи детям № 5,

из опыта работы педагога-психолога Протченко Н.Ю.

27

Подготовка к самостоятельной жизни

Подростки

Таганрогский центр помощи детям № 7,

из опыта работы кандидата педагогических наук, доцента Шаловой С.Ю.

28

Индивидуальное коррекционно-развивающие занятие

с неуверенным ребенком

Подростки

Новошахтинский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Котовой Г.А.

29 Конфликт Подростки 11-14 лет

Ерофеевский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Алферовой О.П.

30

Школьная мотивация

Подростки 11-15 лет

Ерофеевский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Алферовой М.В.

31 Разрешение конфликтов без насилия Дети и подростки 7-17 лет

Ерофеевский центр помощи детям,

из опыта работы социального педагога Великоиваненко Н.Н.

32 Семья. Мои семейные ценности Подростки 12-17 лет

Донецкий центр помощи детям,

из опыта работы социального педагога Блохиной А.Е.

33 Прогноз погоды Подростки 12-15 лет

Островянский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Мельниковой О.К.

34 Значимый человек Подростки 11-16 лет

Островянский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Мельниковой О.К.

35 Разговор со взрослыми Подростки 11-16 лет

Островянский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Мельниковой О.К.

36

Путешествие к своему

Я

Подростки 11-16 лет

Зверевский центр помощи детям,

из опыта работы

педагога-психолога Ганько Д.С.

37 Один в поле не воин Подростки

Кочетовский центр помощи детям,

из опыта работы

педагога-психолога Косыревой Е.А.

38 Мое поведение Подростки

Елкинский центр помощи детям,

из опыта работы социального педагога Бугаевой И.З.

39

Зачем нужны правила

Подростки

Елкинский центр помощи детям,

из опыта работы социального педагога Бугаевой И.З.

         

Индивидуальные консультации с детьми и подростками из замещающих семей

№ п/п Темы индивидуальных консультаций Контингент, возраст

ЦПД,

ФИО специалиста

1 Знаете ли вы себя? Подростки 14-17 лет

Азовский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Гуровой М.Д.

2 Обучение навыкам снятия  психоэмоционального напряжения Дети старшего возраста, подростки

Новочеркасский центр помощи детям №1,

из опыта работы педагога-психолога Дюновой Т.Н.

3 Конфликты и способы их разрешения Дети старшего возраста, подростки

Новочеркасский центр помощи детям №1,

из опыта работы педагога-психолога Дюновой Т.Н.

4 Психология полов Подростки 16-18 лет

Новочеркасский центр помощи детям №1,

из опыта работы педагога-психолога Дюновой Т.Н.

5 Консультация по проблеме воровства Подростки 14-18 лет

Батайский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Яковлевой И.Н.

6 Стратегии выбора профессии Подростки

Новочеркасский центр помощи детям №8,

из опыта работы педагога-психологаОвсянниковой Н.В.

7 Требования к состоянию здоровья при поступлении  в учебные заведения Подростки

Новочеркасский центр помощи детям №8,

 из опыта работы социального педагога Захаровой С.В.

8 Что делать, если тебя обижают Подростки 12-17 лет

Мясниковский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога  Тухиковой С.М.

9 Что такое дружба? Как найти себе хорошего друга Подростки 11-15 лет

Мясниковский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога  Тухиковой С.М.

10 Первичная профконсультация Подростки 14-15 лет

Таганрогский центр помощи детям № 5,

из опыта работы педагога-психолога Протченко Н.Ю.

11 Профконсультация Подростки 15-16 лет

Таганрогский центр помощи детям № 5,

из опыта работы педагога-психолога Протченко Н.Ю.

12 Карта отношений Подростки 12 лет

Таганрогский центр помощи детям № 7,

из опыта работы педагога-психолога Метлевой Е.А.

13 Выбор профессии Подростки

Таганрогский центр помощи детям № 7,

из опыта работы кандидата педагогических наук,

доцента Шаловой С.Ю.

14 Консультирование подростков по вопросам нарушения межличностных отношений Подростки 11-17 лет

Новошахтинский центр помощи детям,

из опыта работы

педагога-психолога Деминой Т.Р.

15 Профориентация подростков Подростки 13-17 лет

Новошахтинский центр помощи детям,

из опыта работы заведующего структурным подразделением Дегтяревой В.Н.

16

Нарушение межличностных отношений Дети 11 лет

Ерофеевский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Алферовой М.В.

17

Диагностическая беседа с подростком

Подростки

Ерофеевский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Алферовой О.П.

18 Правонарушения как результат вредных привычек Подростки 13-18 лет

Донецкий центр помощи детям,

из опыта работы социального педагога Блохиной А.Е.

19 Сложности в межличностном отношении с родителями Подростки 12-17 лет

Островянский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Мельниковой О.К.

20 Когда сказать Нет Подростки

Сулинский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Рощупкиной А.Н.

21 Преодоление трудной жизненной ситуации Подростки

Сулинский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Рощупкиной А.Н.

22 Как общаться с родителями Подростки

Сулинский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Рощупкиной А.Н.

23

Как быть?

Дети и подростки

Елкинский центр помощи детям,

из опыта работы педагога-психолога Богучаровой Г. И.