Индивидуальные занятия с детьми и подростками из замещающих семей. Консультирование. Из опыта работы специалистов центров помощи детям Ростовской области. Сборник методических материалов.

В методическом сборнике представлены практические материалы, разработанные психологами, логопедами, социальными педагогами, работающими с приемными детьми, воспитывающимися в замещающих семьях. Методический материал представлен в форме конспектов различных игр, индивидуальных занятий и упражнений из опыта работы специалистов Центров помощи детям Ростовской области.

Данные материалы окажут помощь в проектировании профилактических, развивающих, просветительских программ, программ коррекции поведения и нарушений в развитии детей.

Сборник посвящен широкому кругу вопросов помощи и поддержки приемных детей разных возрастов:

- Школьная дезадаптация;

- Эмоциональные нарушения;

- Возрастные кризисы;

- Социализация;

- Профориентация;

- Развитие речи.

Собранный материал может быть интересен психологам и педагогам, работающим с приемными детьми и детьми в учреждениях, осуществляющим помощь детям и семьям, специалистам детских учреждений ислужб сопровождения, приемным родителям и широкому кругу людей, интересующихся проблемами детей-сирот и путями их решения.

Рекомендации в работе с ребенком:

Для более эффективной работы специалисту важно в своей работе соблюдать принципы:

Принцип индивидуального подхода предполагает подбор таких методов и средств, в которых будут учтены индивидуальные потребности ребенка. Индивидуальные программы развития разрабатываются на основе диагностики его функционального состояния и предусматривают выработку индивидуальной стратегии развития.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Предоставление условий для самостоятельной активности ребенка является одним из важнейших условий успешности программы. Реализация данного принципа помогает предотвратить появление «выученной беспомощности» – феномена, когда ребенок неприкладывает собственных усилий для улучшения своего состояния, а ожидает внешней инициативы.

Принцип междисциплинарного подхода предполагает применение комплексного подхода к определению и разработке средств и методов обучения и воспитания детей; регулярное проведение диагностических мероприятий каждого ребенка, на основе которых составляется план работы с конкретным ребенком.

Принцип вариативности в организации процессов воспитания и обучения предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, без барьерной среды, вариативной методической базы воспитания и обучения и др.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. В рамках данного принципа главной задачей специалиста (педагога) является установление доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, внимательного отношения кзапросам родителей и др.

Примерная структура индивидуального занятия:

1. Психологический настрой на занятии, приветствие.

2. Упражнение, способствующее включению ребенка в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя.

3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме). Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока.

4. Релаксационное упражнение.

5. Рефлексия занятия.

6. Прощание с ребенком.

Индивидуальные занятия с детьми и подростками из замещающих семей

№ п/п Темы индивидуальных занятий Контингент, возраст

ЦПД,

ФИО специалиста

Дети
1 Мои границы Младший школьный возраст

Новочеркасский центр помощи детям №1, из опыта работы педагога-психолога Дюновой Т.Н.

2 Наши страхи Дети  5-13 лет

Батайский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Яковлевой И.Н.

3 Я больше не боюсь Дети  5-13 лет

Батайский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Яковлевой И.Н.

4 Учимся, играя Младший школьный возраст 8-10 лет

Новочеркасский центр помощи детям №8, из опыта работы педагога-психологаОвсянниковой Н.В.

5 В стране Смекалии Младший школьный возраст 8-10 лет

Новочеркасский центр помощи детям №8, из опыта работы педагога-психологаОвсянниковой Н.В.

6 Логопедическое обследование Младший школьный возраст

Ростовский центр помощи детям №4, из опыта работы учителя-логопеда Наседкиной Е.С.

7 Результаты логопедического обследования воспитанника Младший школьный возраст

Ростовский центр помощи детям №4, из опыта работы учителя-логопеда Наседкиной Е.С.

8 Тайна моего Я Дети  7-10 лет, имеющие трудности обучения и коммуникации со сверстниками

Мясниковский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога  Тухиковой С.М.

9 Я постараюсь Дети  7-10 лет, имеющие трудности обучения и коммуникации со сверстниками

Мясниковский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога  Тухиковой С.М.

10 Хорошие поступки Дети 10-12 лет, склонные к воровству

Мясниковский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога  Тухиковой С.М.

 11                                       Цена поступка Дети 10-12 лет, склонные к воровству

Мясниковский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога  Тухиковой С.М.

12 Мой герб Младший школьный возраст

Таганрогский центр помощи детям № 7, из опыта работы педагога-психолога Метлевой Е.А.

13 Арт-терапевтическое занятие «Маска-талисман» Младший школьный возраст

Новошахтинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Котовой Г.А.

14 Каплетерапия — как метод психологической работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Старший дошкольный, младший школьный возраст

Островянский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Мельниковой О.К.

15 Коррекция агрессивного поведения

Младший школьный возраст

Шолоховский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Погребенко Ю.А.

16 Что такое хорошо и что такое плохо? Младший дошкольный, школьный возраст

Зверевский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Ганько Д.С.

17

Почему крокодил такой умный?

(Сказкотерапия)

Младший школьный

Зверевский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Ганько Д.С.

18

Придумаем сказку

Дети 8-10 лет

Азовский центр помощи детям,из опыта работы педагога-психолога Гуровой М.Д.

19 Путешествие в мой внутренний мир Младшие школьники

Островянский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Мельниковой О.К.

20  Мой внутренний мир Дети 9-10 лет

Азовский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Гуровой М.Д.

21   Мы такие разные, или как научиться понимать друг друга

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Елкинский центр помощи детямиз опыта работы социального педагога Бугаевой И.З.

22  Наше настроение  Дети 6-9 лет

Зверевский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Ганько Д.С.

23  Как маленький самолетик учился летать  Дошкольный, младший школьный возраст

Новочеркасский центр помощи детям №1, из опыта работы педагога-психолога Дюновой Т.Н.

24  «Розовый куст»  Дети 9 лет

Новочеркасский центр помощи детям №1, из опыта работы педагога-психолога Дюновой Т.Н.

25   «Мои страхи и я» Младшие школьники Новошахтинский центр помощи детям, из опыта работы Котовой Г. А., педагога-психолога
26   «Дифференциация звуков Р - Л» Дети дошкольного и младшего школьного возраста Ростовский центр помощи детям №4, из опыта работыучителя-логопеда Герасименко Н.Ю.
27   «Мне больше ничего не страшно»  Дети дошкольного возраста Ростовский центр помощи детям №4, из опыта работы педагога-психолога Молокановой Н.Н.
Подростки
1 Свобода выбора Подростки 14-17 лет

Азовский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Гуровой М.Д.

2 Давление: как ему противостоять? Подростки

Новочеркасский центр помощи детям №1, из опыта работы педагога-психолога Дюновой Т.Н.

3 Правовое занятие с подростками Подростки

Новочеркасский центр помощи детям №1, из опыта работы социального педагога Гречиха Л.В.

4 Учимся взаимопониманию Подростки 14-16 лет

Новочеркасский центр помощи детям №8, из опыта работы педагога-психологаОвсянниковой Н.В.

5 Проблемы в общении Подростки

Ростовский центр помощи детям №7, из опыта работы педагога-психолога Поклад И.Ю.

6 Трудности с успеваемостью Подростки

Ростовский центр помощи детям №7, из опыта работы педагога-психолога Поклад И.Ю.

7 Я – это Я Подростки 13-15 лет

Таганрогский центр помощи детям № 5, из опыта работы педагога-психолога Протченко Н.Ю.

8

Я и другие

Подростки 11-13 лет

Таганрогский центр помощи детям № 5, из опыта работы педагога-психолога Протченко Н.Ю.

9 Перспектива Подростки 11-13 лет

Таганрогский центр помощи детям № 5, из опыта работы педагога-психолога Протченко Н.Ю.

10

Подготовка к самостоятельной жизни

Подростки

Таганрогский центр помощи детям № 7, из опыта работы кандидата педагогических наук, доцента Шаловой С.Ю.

11

Индивидуальное коррекционно-развивающие занятие с неуверенным ребенком

Подростки

Новошахтинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Котовой Г.А.

12 Конфликт Подростки 11-14 лет

Ерофеевский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Алферовой О.П.

13

Школьная мотивация

Подростки 11-15 лет

Ерофеевский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Алферовой М.В.

14 Разрешение конфликтов без насилия Дети и подростки 7-17 лет

Ерофеевский центр помощи детям, из опыта работы социального педагога Великоиваненко Н.Н.

15 Семья. Мои семейные ценности Подростки 12-17 лет

Донецкий центр помощи детям, из опыта работы социального педагога Блохиной А.Е.

16 Прогноз погоды Подростки 12-15 лет

Островянский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Мельниковой О.К.

17 Значимый человек Подростки 11-16 лет

Островянский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Мельниковой О.К.

18 Разговор со взрослыми Подростки 11-16 лет

Островянский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Мельниковой О.К.

19

Путешествие к своему

Я

Подростки 11-16 лет

Зверевский центр помощи детям,

из опыта работы

педагога-психолога Ганько Д.С.

20 Один в поле не воин Подростки

Кочетовский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Косыревой Е.А.

21 Мое поведение Подростки

Елкинский центр помощи детям, из опыта работы социального педагога Бугаевой И.З.

22

Зачем нужны правила

Подростки

Елкинский центр помощи детям, из опыта работы социального педагога Бугаевой И.З.

23

Жизненные цели

Подростки

Новошахтинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Котовой Г.А.

24 Учебная мотивация Младшие подростки

Новошахтинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Котовой Г.А.

25 Мои сильные стороны Подростки 11-16 лет

Островянский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Мельниковой О.К.

26 Словарь чувств Подростки 11-16 лет Островянский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Мельниковой О.К.
27 Снятие состояния психического дискомфорта, коррекция тревожности Подростки Новочеркасский центр помощи детям №1, из опыта работы педагога-психолога Дюновой Т.Н.
28 Я для себя и для других Подростки

Ростовский центр помощи детям №4, из опыта работы педагога-психолога

Молокановой Н.Н.
29   Мой ответ стрессу Подростки Шахтинский центр помощи детям №1, из опыта работы педагога-психолога Сизякиной Н.Я.
30 Нарушение межличностных отношений Подростки 11-17 лет Ерофеевский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Алферовой М.В.
31 Почему взрослые не отпускают меня поразвлечься? Подростки 14-17 лет Ерофеевский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Алферовой О.П.
32 «Кто я такой?» Подростки Батайский центр помощи детям,из опыта работы педагога-психолога Яковлевой И.Н.
33 Занятие для подростков, имеющих низкую самооценку Подростки Ерофеевский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Алферовой О.П., педагога-психолога Алферовой М.В.
34 «Я для себя и для других» Подростки с девиантным поведением Ростовский центр помощи детям №4, из опыта работы педагога-психолога Молокановой Н.Н.
35 «Самое-самое» Подростки Сулинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Рощупкиной А.Н.
36 «Что я знаю о себе» Подростки Таганрогский центр помощи детям №5, из опыта работы педагога-психолога Протченко Н.Ю.
         

Индивидуальные консультации с детьми, подростками  из замещающих семей и их опекунами

№ п/п Темы индивидуальных консультаций Контингент, возраст

ЦПД,

ФИО специалиста

Дети и подростки
1 Знаете ли вы себя? Подростки 14-17 лет

Азовский центр помощи детям,из опыта работы педагога-психолога Гуровой М.Д.

2 Обучение навыкам снятия  психоэмоционального напряжения Дети старшего возраста, подростки

Новочеркасский центр помощи детям №1,из опыта работы педагога-психолога Дюновой Т.Н.

3 Конфликты и способы их разрешения Дети старшего возраста, подростки

Новочеркасский центр помощи детям №1,из опыта работы педагога-психолога Дюновой Т.Н.

4 Психология полов Подростки 16-18 лет

Новочеркасский центр помощи детям №1,из опыта работы педагога-психолога Дюновой Т.Н.

5 Консультация по проблеме воровства Подростки 14-18 лет

Батайский центр помощи детям,из опыта работы педагога-психолога Яковлевой И.Н.

6 Стратегии выбора профессии Подростки

Новочеркасский центр помощи детям №8, из опыта работы педагога-психолога Овсянниковой Н.В.

7 Требования к состоянию здоровья при поступлении  в учебные заведения Подростки

Новочеркасский центр помощи детям №8, из опыта работы социального педагога Захаровой С.В.

8 Что делать, если тебя обижают Подростки 12-17 лет

Мясниковский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога  Тухиковой С.М.

9 Что такое дружба? Как найти себе хорошего друга Подростки 11-15 лет

Мясниковский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога  Тухиковой С.М.

10 Первичная профконсультация Подростки 14-15 лет

Таганрогский центр помощи детям № 5, из опыта работы педагога-психолога Протченко Н.Ю.

11 Профконсультация Подростки 15-16 лет

Таганрогский центр помощи детям № 5, из опыта работы педагога-психолога Протченко Н.Ю.

12 Карта отношений Подростки 12 лет

Таганрогский центр помощи детям № 7, из опыта работы педагога-психолога Метлевой Е.А.

13 Выбор профессии Подростки

Таганрогский центр помощи детям № 7, из опыта работы кандидата педагогических наук, доцента Шаловой С.Ю.

14 Консультирование подростков по вопросам нарушения межличностных отношений Подростки 11-17 лет

Новошахтинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Деминой Т.Р.

15 Профориентация подростков Подростки 13-17 лет

Новошахтинский центр помощи детям,из опыта работы заведующего структурным подразделением Дегтяревой В.Н.

16

Нарушение межличностных отношений Дети 11 лет

Ерофеевский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Алферовой М.В.

17

Диагностическая беседа с подростком

Подростки

Ерофеевский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Алферовой О.П.

18 Правонарушения как результат вредных привычек Подростки 13-18 лет

Донецкий центр помощи детям, из опыта работы социального педагога Блохиной А.Е.

19 Сложности в межличностном отношении с родителями Подростки 12-17 лет

Островянский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Мельниковой О.К.

20 Когда сказать Нет Подростки

Сулинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Рощупкиной А.Н.

21 Преодоление трудной жизненной ситуации Подростки

Сулинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Рощупкиной А.Н.

22 Как общаться с родителями Подростки

Сулинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Рощупкиной А.Н.

23

Как быть?

Дети и подростки

Елкинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Богучаровой Г. И.

24 Индивидуальная работа с ребенком, пережившим травму Дети и подростки Кочетовский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Косыревой Е.А.
25 Мой мир Подростки  Новочеркасский центр помощи детям №8, из опыта работы педагога-психолога Овсянниковой Н.В.
26 Темперамент и выбор профессии  Подростки  Новочеркасский центр помощи детям №8, из опыта работы педагога-психолога Овсянниковой Н.В.
27 Профориентационная консультация для подростков

Подростки 14-17 лет

Островянский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Мельниковой О.К.
28 «Советы Мудреца» Подростки от 14 лет Таганрогский центр помощи детям №3, из опыта работы педагога-психолога Рудзусик В.О.
29 Как выразить свои чувства? Подростки Таганрогский центр помощи детям № 7, из опыта работы педагога-психолога Метлева Е.А., социального педагога Полстяной А.В .
30 Не могу полюбить себя Подростки Елкинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Богучаровой Г.И.
31 Повтори Младший школьный возраст Елкинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Богучаровой Г.И.
32 Застенчивость и неуверенность в себе Подростки 12-14 лет Батайский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Яковлевой И.Н.
33 Подросток и взрослый. Почему родители иногда не понимают детей? Подростки 12-14 лет Батайский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Яковлевой И.Н.
34 Моя жизнь. Мои права Подростки 12-16 лет Ерофеевский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Алферовой М.В.
35 О любви Подростки 14-17 лет Ерофеевский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Алферовой М.В.
36 Разговор о вреде ПАВ Подростки 11-16 лет Ерофеевский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Алферовой М.В.
37  «Мы такие разные»  Подростки  Азовский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Гуровой М.Д.
38  «Мои недостатки»  Подростки Батайский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Яковлевой И.Н.
39  « Я выбираю профессию»  Подростки Новочеркасский центр помощи детям №8, из опыта работы педагога-психолога Овсянниковой Н.В.
40 «Как помочь подростку, переживающему тяжелую утрату»  Подростки Сулинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Рощупкиной А.Н.
Замещающие родители
1 Последствия семейного алкоголизма Замещающие родители

Азовский центр помощи детям,

из опыта работы социального педагога, к.ф.н. Дускаевой А.Г.
2  Доверие – основа семейного благополучия Замещающие родители Новошахтинский центр помощи детям, из опыта работы заведующего структурным подразделением Дегтяревой В.Н.
3  Принятие как главный принцип воспитания Замещающие родители Новошахтинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Котовой Г.А.
4  Коррекция отношений детей и взрослых Замещающие родители Новочеркасский центр помощи детям №1, из опыта работы педагога-психолога Дюновой Т.Н.
5  Капризы и упрямство Замещающие родители

Ростовский центр помощи детям №4, из опыта работы педагога-психолога

Молокановой Н.Н.
6  Взаимодействие опекуна со школьным педагогом Замещающие родители

Таганрогский центр помощи детям № 7, из опыта работы педагога-психолога

Метлевой Е.А.
7 «Виды и причины детского воровства» Замещающие родители

Елкинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Богучаровой Г.И.

8 «Как разрешать конфликты?» Замещающие родители

Елкинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Богучаровой Г.И.

9 «4 стадии родительского выгорания. Как пережить и перестать чувствовать себя «ужасной матерью» Замещающие родители

Новочеркасский центр помощи детям №1, из опыта работы педагога-психолога Дюновой Т.Н.

10 «Трудное» поведение приёмного ребёнка, навыки управления «трудным поведением» детей Замещающие родители

Новочеркасский центр помощи детям №1, из опыта работы педагога-психолога Дюновой Т.Н.

11 «Почему дети лгут?» Замещающие родители

Ерофеевский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Алферовой О.П. педагога-психолога Алферовой М.В.

12 «Что делать, когда ребенок раздражает» Замещающие родители

Новошахтинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Котовой Г.А.

13

«Азбука дорожной безопасности» Замещающие родители

Ростовский центр помощи детям №4, из опыта работы социального педагога Кочка С.А.

14

Консультация для родителей по развитию памяти детей Замещающие родители Сулинский центр помощи детям, из опыта работы педагога-психолога Рощупкиной А.Н.

15

Первичная консультация для замещающих родителей Замещающие родители

Таганрогский центр помощи детям №5,

из опыта работыпедагога-психолога

Протченко Н.Ю.